Белые купоны
(англ. white label, нем. Erganzungsmarke) - интересная филателистическая
тема, которая, к сожалению, пока еще недостаточно хорошо разработана. В
зарубежных странах белых купонов в буквальном смысле этого слова
опасаются. В специальной литературе часто высказывается опасение, что
белые купоны, идеально совпадая по формату и по качеству бумаги с
оригинальными марками, могут быть использованы для изготовления
фальсификатов, поэтому купоны умышленно запечатываются декоративными
виньетками или орнаментами.
Белые купоны образуются, как правило, при печатании марок на листах увеличенного формата с применением гребенчатой зубцовки. Именно такие купоны образовались, например, на марках 1925 года из серии Столетие восстания декабристов .
Интересно,
что перфорационные машины, наносившие на листы гребенчатую и рамочную
зубцовку, - дореволюционные (именно они использовались при
перфорировании марок юбилейной серии 300-летие дома Романовых .
Марки вошли в историю как примеры исторической ошибки художника. А из-за
измельчения деталей их приводили в учебниках по филателии еще и как
пример неудачного репродуцирования оригинального произведения искусства
(Д.Кардовский создавал свою акварель как многофигурную композицию,
отнюдь не предназначенную для почтового дизайна). Словом, упоминания об
этих марках в литературе довольно часты. И вот теперь настало время
отметить и чисто филателистическую особенность марки 240 - наличие белых
купонов.